Пост-релиз по итогам семинара
26-27 ноября в Тверской областной универсальной научной библиотеке в гибридном формате состоялся второй модуль семинара «Методическая служба: современные тенденции развития», его главная тема «Профессиональные компетенции: актуальные траектории».
Светлана Дмитриевна Мальдова, директор областной библиотеки, в презентации «О направлениях работы ТОУНБ им. А. М. Горького в области исторического просвещения» осветила цели, задачи, субъекты государственной политики в данном направлении деятельности, в том числе, сделав акцент на тех позициях, которые напрямую связывают библиотеки с работой по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России. Она подробно остановилась на ресурсах, проектах, мероприятиях областной библиотеки, пригласила к сотрудничеству в историко-просветительской деятельности в 2025 году.
В выступлении на тему «Современная библиотека как развивающая среда: позитивные практики» заведующий НМО Романова Любовь Сергеевна познакомила участников занятий с различными библиотечными событиями года, привлекших внимание не только читателей, но и жителей территорий. Отметила, что библиотеки активно проявляли себя как культурно‑просветительские центры, предлагая мероприятия на актуальные темы: краеведческая конференция «Историческая память и культурное наследие земли Ржевской. История семьи в истории родного края» (Ржевская ЦБС), программа «Давайте Пушкина читать!» (МБС г. Твери), квест-игра «Пушкин-лэнд». (Селижаровская ЦБ). В Максатихинской и Удомельской ЦБ реализовывали мероприятия федерального проекта «Гений места», Вышневолоцком ЦДСЧ — «Пушкинской карты».
Обширную информацию по итогам межрегионального вебинара «Формирование банка лучших практик в работе тифлобиблиотекаря с разновозрастными категориями читателей» представила Макарова Светлана Валерьевна, директор Тверской областной специальной библиотеки для слепых им. М. И. Суворова. Слушателей поразил и объём, и разнообразие форматов и приёмов работы с пользователями специальных библиотек: Белгородской государственной библиотеки для слепых имени В. Я. Ерошенко, Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих Санкт-Петербурга «Точки зрения», Татарской республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих имени Ш. К. Еникеева. Не менее ярко и интересно представила свою многогранную деятельность организатор вебинара Тверская областная специальная библиотека для слепых имени М. И. Суворова.
Вступлением к теме блока «Миссия неВЫПОЛНИМА»: в поиске эффективных путей развития профессиональных компетенций персонала» стали размышления ведущей рубрики Л. А. Абрамовой о том, как от широкого спектра компетенций методиста, его постоянного стремления к самосовершенствованию, освоению новых знаний, технологий, навыков зависит эффективность профессиональных мероприятий для работников библиотек, успешность освоения ими новой информации и знаний, что в конечном итоге помогает развиваться и совершенствоваться библиотеке. Подчёркнута ориентированность на позиции профессионального стандарта при составлении программ развития персонала.
В выступлении «Энергия игры, интерактивных приёмов как фактор успешности освоения новых компетенций» спикер Ольга Николаевна Парфёнова, заместитель директора по методической работе Нелидовской ЦБС, раскрыла всё многообразие форм и методов интерактивных занятий, инновационных практик, применяемых ею в работе по развитию персонала и решающих проблему повышения интереса и вовлеченности сотрудников в приобретение новых компетенций. О. Н. Парфёнова показала на своём опыте, что методист играет важную роль в профессиональном развитии своих коллег, и для того, чтобы оставаться эффективными в этой роли, он сам должен непрерывно учиться и развиваться.
Лыкова Светлана Сергеевна, заведующий информационно-методическим отделом Весьегонской ЦБС, в выступлении «Преображённое библиотечное пространство как импульс к творческому взаимодействию с читателями» (онлайн) поделилась опытом решения методистом такой задачи, как научить современным подходам к оформлению библиотечного пространства, его зонированию и навигации, создавать дизайн среды в условиях отсутствия достаточных средств на модернизацию и обновление. Были приведены применённые интерактивные методы обучения, начиная с мозгового штурма и завершая практическим приёмами «сложения» русской печи, освещены результаты внедрения полученных знаний и навыков в обновление разных библиотек.
В тематическом разделе блока «Информационные технологии — рабочий инструмент методиста» Власова Анна Аскольдовна, канд. филол. наук, главный библиотекарь научно-методического отдела, в презентации «Рекомендации по использования нейросетей в работе библиотек» охарактеризовала различные источники, содержащие опыт, предложения, материалы дискуссий по данной теме. Успешной практикой в использовании нейросетей в работе своей библиотеки поделилась (онлайн) Озерова Дина Валерьевна, главный библиотекарь отдела развития и внешних коммуникаций Мурманской ГОУНБ.
Интересным содержанием был наполнен раздел «Полезные лайфхаки, или Методисты раскрывают “секреты” мастерства». Навык внятного изложения информации для библиотекарей — профессиональное требование, к нему ещё необходима грамотность, умение создавать заголовки сообщений, привлекающие внимание читателей, выстраивать факты, выделять главную мысль публикации. «Пиши, выбирай, сокращай: интернет-журналистика для сельского библиотекаря. Размышления по итогам мастер-класса» — ими поделилась Макарова Елена Алексеевна, заведующий методико-краеведческим сектором Лихославльской ЦБ им. Владимира Соколова.
Как выстроить процесс освоения новых компетенций работниками сельских библиотек по самым современным моделям и добиться реальных результатов, рассказала Хвалынская Надежда Валентиновна, заведующий методическим отделом Селижаровской ЦБС в ярко-убедительной презентации «Большой библиотечный чемпионат: целевые установки и начальная ступень реализации», убедив коллег на своём опыте, что идеи и практики продвинутых столичных библиотекарей вполне применимы методическими службами для достижения целей развития персонала. Идею Надежда Валентиновна почерпнула из Проекта «Книгаверситет» ЦГПБ им. В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга (координатор проекта — Снеткова Анна).
Второй день семинара открылся лекцией Павлова Андрея Александровича, заместителя директора по научной работе Государственного архива Тверской области, председателя Тверской областной организации Российского общества историков-архивистов — «Цифровые ресурсы архивов Тверской области: возможности для краеведческих и генеалогических поисков». Лекция была очень информативна и полезна практически —так её оценили слушатели.
Профессиональные конкурсы являются важной частью системы повышения квалификации библиотекарей. Выступающие представляли организацию конкурсов как эффективный инструмент для стимулирования профессионального роста сотрудников и их мотивации к творческой работе. а профессиональный стандарт с его тщательно проработанными трудовыми функциями, соответствующими им умениями, знаниями и навыками — оптимальной базой для конкурса.
«Конкурс иммерсивных книжных выставок “Погружение”: отработка интерактивных приёмов вовлечения читателя в книгу, эпоху…», представленный Снетковой Анной Александровной, заведующим программно-проектным сектором Управления научно организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского (СПб, онлайн) вызвал острый профессиональный отклик в аудитории, выступление коллеги высоко оценено, выражено желание опробовать данный опыт и надежда на дальнейшее сотрудничество.
Заинтересовали участников семинара выступления тверских коллег, им было задано много вопросов по организации конкурсов, выбору заданий и технологии их выполнения, конечных результатов, состоялась небольшая дискуссия. Выбор предмета конкурса в обоих случаях требовал от его участников проявления разнообразных профессиональных навыков, а от методистов — продуманной программы подготовки библиотекарей к выполнению заданий. Сафошина Светлана Александровна, методист Западнодвинской ЦБС, представила конкурс проектов «Год семьи в формате краеведения», рассказав о препонах в подготовке и о ходе мероприятия, о вовлечении семьи в изучение истории родного края и в сбор информации о своей семейной истории как главной задаче конкурса. Карпухина Марина Викторовна, заведующий отделом обслуживания Старицкой ЦБС, поведала о том, как был запущен проект «Мой край родной — моя история живая», целью которого являлось создание медиа-банка краеведческих подкастов через решение задачи популяризации краеведческих знаний в инновационной форме и при отработке новых навыков.
В рамках семинара подведены итоги областного смотра-конкурса «Сельская библиотека — пространство для читателя–2024», отмечены сильные и слабые стороны конкурсных работ, даны предложения по подготовке участников на будущее. Протокол Конкурсной комиссии гласит: «Признать победителем смотра-конкурса “Сельская библиотека — пространство для читателя” Плоскошскую сельскую библиотеку (филиал) МУ “Торопецкая центральная библиотека”. Выдвинуть на Премию Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации “За достижения в области библиотечного дела” Иванову Анну Владимировну, библиотекаря сельской библиотеки (филиала) МУ “Торопецкая центральная библиотека”».
В информационном блоке дана информация по оптимизации межбиблиотечного обслуживания пользователей (Гожева Т. В., зав. сектором МБА и ЭДД отдела абонемента), о планах библиотечного обслуживания (Пархаева Н.С., гл. библиотекарь НМО), о реализации областного проекта «1945. Вернулись с Победой» и других областных акциях (Власова А. А.).
Итоги семинара подвела Л. С. Романова.