Программу занятий открыла директор Тверской ОУНБ им. А. М. Горького Светлана Дмитриевна Мальдова.
СЕССИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Главный библиотекарь НМО Н. С. Пархаева, анализируя планы библиотечного обслуживания муниципальных библиотек, составленные в 2022 году, особое внимание обратила на необходимость развития сети и качества внестационарного обслуживания жителей городов и посёлков городского типа, что способствовало бы большей доступности библиотечных ресурсов. ЦБ муниципальных и городских округов рекомендовалось активнее предоставлять услуги жителям сельских населённых пунктов, удалённых от стационарных библиотек. Наталья Сергеевна сделала акцент на важности плана библиотечного обслуживания как инструмента разработки (корректировке) программы (концепции) развития библиотечного дела территорий.
Презентация к выступлению Н.С. Пархаевой, главного библиотекаря НМО
Лаборатория методических практик «Современные обучающие технологии в работе методиста» прошла в интерактивном формате, методисты разгадали кроссенс «Приоритетные группы и способы обучения», в командах ответили на вопросы риск-версии «Тренды в обучении». Специалисты Ржевской ЦБ им. А. Н. Островского и Торопецкой ЦБ представили свои наработки по теме «Обычная библиотека в необычном пространстве», сотрудники Андреапольской и Бологовской ЦБ — по теме «Проектная деятельность: от замысла к воплощению», а методисты Западнодвинской и Максатихинской ЦБ поделились опытом «Как цифровизация меняет работу методистов».
Презентация к выступлению О. В. Комаровой, ведущего методиста Торопецкой ЦБ
Презентация к выступлению О. В. Венковой, заместителя директора Андреапольской ЦБС
Презентация к выступлению В. А. Русаковой, методиста I категории Максатихинской ЦБС
СЕССИЯ "Инструменты и форматы работы с книгой"
В дистанционном выступлении «Экспонирование книги: творческий подход» Ксения Филатова, руководитель специальных проектов департамента ключевых партнёрских программ Российской государственной библиотеки, продемонстрировала слушателям различные способы включения в экспозицию книг, привлекающие внимание посетителей, приёмы, помогающие раскрыть контент. Порекомендовала предоставлять пользователям больше возможностей для физического и виртуального входа в пространство знания.
Обзор «Произведения — лауреаты литературных премий 2022 года» прочитала Е. А. Манохина, заведующий сектором информационно-библиографического отдела. Обзор новинок профессиональной литературы, сделанный главным библиотекарем отдела комплектования и каталогизации Ивановой Любовью Григорьевной, вызвал искреннюю заинтересованность методистов, желание иметь такие книги в фондах своих библиотек.
Презентация к выступлению Е.А. Манохиной, заведующего сектором ИБО Тверской ОУНБ им. А. М. Горького
Презентация по выступлению Л. Г. Ивановой, главного библиотекаря ОКиК Тверской ОУНБ им. А. М. Горького. Подготовлена Л. С. Романовой, заведующим НМО
Профессиональный визит в ЦГБ им. А. И. Герцена гор. Твери
Во второй день занятий по просьбе Тверской ОУНБ им. А. М. Горького слушателей семинара принимала ЦГБ им. А. И. Герцена гор. Твери. Экскурсию-мастер-класс «Новые решения в организации пространства Герценки для новых форматов работы» по залам библиотеки для двух групп провели Колонскова Лариса Олеговна, заведующий отделом управления фондами, и Лебедева Ирина Александровна, заведующий методическим отделом. Руководители структурных подразделений рассказали о практикуемых подходах по приданию привлекательности библиотечным пространствам, достигнутых результатах в работе, ответили на вопросы.
После экскурсии в конференц-зале перед участниками профессионального визита выступили специалисты ЦГБ им. А. И. Герцена.
Освещая тему «Муниципальная библиотечная система гор. Твери — пространство новых возможностей», заместитель директора Полякова Елена Александровна привела основные показатели деятельности за 2022 год, прошедшие знаковые событийные мероприятия, повлиявшие на повышение имиджа Герценки в социуме.
Ведущий библиотекарь отдела обслуживания и книгохранения Мамитова Наталья Александровна познакомила с мероприятиями совместного проекта МБС гор. Твери и Тверской областной картинной галереи «Краски тишины». Консультацию «Техника фотосъёмки как инструмент визуализации книжной выставки и её рекламы» дала Папарунас Анастасия Владиславовна, заведующий отделом библиотечного маркетинга и культурно-досуговой деятельности. Кузнецова Юлия Валерьевна, библиотекарь 2 категории методического отдела, проанализировала итоги конкурса на лучший подкаст «Неочевидные бестселлеры». Условиями конкурса ставились такие задачи: обучение сотрудников навыкам записи и обработки аудиофайлов, использование современных информационных технологий в раскрытии фондов библиотек. Главный библиотекарь отдела обслуживания и книгохранения Ильина Ирина Анатольевна провела занятие «Формирование позитивного социально-психологического климата в коллективе» в формате беседы-рекомендации, предложила выполнить практические упражнения, которые позволят наладить конструктивные отношения в библиотечных коллективах.
Консультация «Техника фотосъёмки как инструмент визуализации книжной выставки и её рекламы» А. В. Папарунас, заведующего отделом библиотечного маркетинга и культурно-досуговой деятельности
Слайд 1
Вступление
На сегодняшний день соцсети являются одним из наиболее эффективных инструментов взаимодействия с аудиторией в интернет-пространстве. Вопросам ведения соцсетей учреждений культуры уделяется огромное внимание.
Все библиотеки Муниципальной библиотечной системы г. Твери имеют свои группы в ВКонтакте, где размещают рекламу библиотечных услуг, рассказывают об интересных событиях и мероприятиях и, конечно, раскрывают и рекламируют книжный фонд. Ведь наша главная задача – чтобы человек пришёл в библиотеку за книгой.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как фотографировать книги для публикаций в соцсетях. Разберём основные ошибки, рассмотрим советы и приёмы для создания удачных кадров, а также поговорим об идеях книжных фото для продвижения библиотеки в интернет-пространстве.
Слайд 2
Основная часть
Посты, раскрывающие книжный фонд, рекомендующие книги различной тематики, а также дающие возможность поделиться своим мнением о прочитанном, являются важной составляющей контента библиотечных групп в социальных сетях.
Контент – это собирательный термин, характеризующий любую информацию на страницах сайта/соцсетей; контентом можно назвать тексты, аудио- и видеофайлы, графические изображения, анимацию - все, что пользователь может прочитать, увидеть, услышать на сайте/в соцсетях.
Ежедневно мы пролистываем километры лент в социальных сетях и видим тысячи публикаций. При такой информационной насыщенности у мозга есть всего доля секунды, чтобы оценить степень важности или интересности каждого нового поста. Поэтому для библиотеки, ведущей соцсети, важно не просто опубликовать информацию, а найти отклик у аудитории. Важно – пройдет ли человек мимо или внимательно изучит пост.
Слайд 3
Большое значение при этом уделяется не только содержанию публикации, но и визуальному оформлению. Визуал/картинка – это то, на что первым делом обращает внимание человек при быстром просмотре ленты. Если его привлечёт, зацепит и заинтересует картинка, то он будет читать пост.
Слайд 4
Думаю, вам встречались такие фотографии книг, на которые смотришь - и возникает огромное желание взять книгу и начать ее немедленно читать. Интересные, необычные и качественные снимки привлекают внимание подписчиков и мотивируют не только на прочтение информации о книге, но и на то, чтобы прийти в библиотеку за этой книгой.
Чтобы создавать хорошие фотографии, нужно следовать нескольким простым советам и приёмам.
Слайд 5
Композиция и фон
Главное, на чём хотелось бы акцентировать внимание: фотографии книжных выставок или книг не должны выглядеть как фотофиксация для отчёта (это мы оставляем для хроники, для отчётов). Всё, что мы выкладываем в библиотечных группах в соцсетях, должно вызывать отклик у аудитории и служить рекламой вашей библиотеки и книжного фонда.
Очень важно грамотно подготовить место и фон для фотосъёмки, а также определиться со смысловым и композиционным центром. В кадре не должно быть лишних отвлекающих элементов, которые не относятся к предмету съёмки.
Слайд 6
Самый простой вариант – белый или однотонный фон, место для съёмки можно обустроить на столе. Возьмите ткань или бумагу, чтобы создать нужный фон. Убедитесь, что нигде не заметны границы и линия горизонта. Кадр получается лаконичным, а всё внимание приковано к книге. Этот вариант особенно подойдёт для книг с яркими, красивыми и опрятными обложками.
Слайд 7
Наиболее часто книги фотографируют в их естественной «среде обитания», т.е. на книжной полке или на фоне других книг. Внести разнообразие в кадр можно за счёт использования неожиданного ракурса. Не нагромождайте кадр большим количеством книг в центре композиции, 3 – 4 книги будет достаточно. При съёмке книги на фоне книг важно, чтобы в кадре были цветовые акценты.
Слайд 8
При фотографировании книжной выставки целиком – она становится единым предметом съёмки и центром композиции. Следите за тем, что попадает в кадр. Неопрятный фон, посторонние предметы (батареи, ножки столов и стульев, урны, торчащие провода, обрезанные фигуры людей) не должны находиться на фоне в итоговой фотографии.
Слайд 9
Всё внимание нужно сосредоточить на выставке.
Слайд 10
Кадрирование
Когда необходимо убрать всё лишнее из кадра, на помощь приходит кадрирование. Кадрирование фотографий используется, чтобы подогнать фотоснимок под определенный формат, либо чтобы улучшить его композицию. В этом смысле кадрировать фотографию – значит просто ее обрезать.
Кадрирование фотографий часто используется для того, чтобы убрать ненужные детали изображения. Одним из преимуществ является возможность создания крупного плана даже из фотографии с мелкими объектами.
Слайд 11
В другом значении кадрирование фотографий – это определение границ фотоснимка еще при фотосъемке. В этом смысле данный термин используется как синоним компоновки. Кадрируя снимок еще во время съемки, фотограф помещает нужные ему объекты в объектив камеры.
Слайд 12
Освещение
Освещение – один из ключевых факторов получения удачного снимка. Для книг хорошо подходит мягкий дневной свет. Если вы поставили перед собой задачу сделать фотографию книги в светлых и нежных тонах, тогда советуем вам провести предметную фотосессию возле окна или даже на самом подоконнике. Естественный свет от окна мягко и ровно осветит ваш предмет съемки.
Слайд 13
Но если вы хотите добавить в свои фотографии магическую ауру и толику романтизма, тогда вам необходимо провести фотосессию в затемнённом помещении или на темном фоне. В таком случае книгу или стопку книг нужно осветить мягким светом (от свечи, ночника или гирлянды).
Не всегда у нас есть возможность подобрать идеальный свет, а сфотографировать книги или выставку нужно. Тогда мы используем искусственное освещение, которое есть в помещении. Главное правило – найти такую точку съёмки, при которой книги не будут бликовать.
Слайд 14
Блики являются одним из главных виновников плохой книжной фотографии, особенно для книг в суперобложке. Пылезащитный чехол обычно печатается на глянцевой бумаге, и когда вы фотографируете книгу, то получаете забликованное изображение. Это характерно и для ламинированных изображений. Чтобы получить фото без бликов, не используйте вспышку и фотографируйте книгу под углом.
Слайд 15
Фокусировка
Следите за тем, какие предметы в кадре находятся в фокусе. Потеря фокуса может произойти, если вы снимаете на ходу, без стабилизации, при слишком близком или слишком дальнем расстоянии от предмета.
Чтобы избежать проблем с фокусировкой, подберите нужное расстояние для съёмки, держите камеру максимально неподвижно, сделайте несколько запасных кадров.
Иногда расфокус можно использовать как художественный приём. Например, размывать фон, чтобы он не отвлекал внимание от центра композиции.
Слайд 16
Тематика кадра (антураж и реквизит)
Посмотрите внимательно на снимки, которые вам нравятся. Наверняка, помимо самой книги вас привлекает что-то еще: плед, кружка чая, новогодние гирлянды и т.д. Все эти сопутствующие элементы помогают книге стать еще более привлекательной на фоне всего остального. Попробуйте дополнить книгу некоторыми атрибутами, которые бы помогли рассказать о ней еще больше.
Слайд 17
Относитесь внимательно к деталям. Иногда элементы, которые попадают в кадр, могут придать фотографии совсем другой смысл. Наполните фотографию теми элементами, которые есть в книге. Постарайтесь найти для книг самые лучшие способы выражения, чтобы даже окружающая действительность про них рассказывала.
Слайд 18
Если фотография книги/подборки книг делается к празднику или памятной дате, постарайтесь с помощью реквизита создать и передать нужное настроение. Атмосферные снимки всегда привлекают внимание.
Слайд 19
Придумайте рубрику и её отличительный символ, который вы сможете использовать для всех фото в рамках одной рубрики. Так вы сделаете фотографии узнаваемыми в ленте.
Слайд 20
Если обложка книги не слишком привлекательна, попробуйте использовать яркий или контрастный фон и дополнить кадр декоративными элементами, которые заберут на себя часть внимания.
Вы также можете сфотографировать разворот книги с текстом или интересными иллюстрациями.
Слайд 21
Книжные подборки дополняем реквизитом, а книги раскладываем так, чтобы они заполняли кадр.
Слайд 22 – 25
Идеи книжных фото.
Слайд 26
Заключение
Для библиотеки ведение группы в соцсетях – отличная возможность рекламировать фонд. И этим нужно пользоваться. Кстати говоря, фотографии книг нам могут пригодиться не только для постов, но мы можем использовать их в мероприятиях (например, в презентациях).
Поэтому желаю всем вдохновения и мотивации на создание интересных, красивых, атмосферных книжных фото, которыми вы обязательно привлечёте внимание читателей.
Презентация к выступлению А. В. Папарунас
Выступление "Конкурс на лучший подкаст "Неочевидные бестселлеры" - способ наполнения медийного пространства. Какова эффективность?" Ю. В. Кузнецовой, библиотекаря методического отдела
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ни для кого не секрет, что в последнее время все более значимую роль обретает видимость библиотеки в сети интернет. Умение отобрать, обработать и представить пользователям информацию о книге – одна из важнейших компетенций библиотекаря, а современный мир все жестче диктует форматы, в которых нам нужно представлять информацию, чтобы ее заметили, и заинтересовались книгой.
СЛАЙД 2
Следовательно, для развития творческой активности библиотекарей и увеличения читательского интереса к книгам необходимо повышение профессиональных навыков сотрудников в использовании современных форм и методов раскрытия фондов. Это и стало целью проведения конкурса.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
- расширить использование современных информационных технологий для раскрытия фондов библиотек;
- обучить сотрудников навыкам записи и обработки аудиофайлов; (если писать тексты сотрудники умеют хорошо, за время пандемии научились фотографировать и монтировать видео, то умение обрабатывать звук находилось не на таком высоком уровне);
- создать интересный, актуальный контент для размещения в соц. сетях и продвижения информационных ресурсов библиотек;
- повысить книговыдачу малоспрашиваемой литературы.
Для решения такого рода задач хорошо подошел один из популярных на данный момент способов потребления информации у молодежи - подкасты, именно они были выбраны для конкурса профессионального мастерства.
СЛАЙД 3
Подкаст – это серия аудиоматериалов, выходящих регулярно по определённому графику, как радиопередача, но имеющих ряд отличий от официального радиовещания.
- Первое - отсутствие жестких рамок требований к автору и теме подкаста (подкаст может записать кто угодно, специального образования не требуется, темы так же могут быть самыми разнообразными, особенно, если подкаст выходит в формате блога).
- Второе – место размещения. Подкасты могут размещаться в большинстве соц. сетей. А там, где хранение больших аудиофайлов невозможно, доступно размещение ссылок.
- Третье отличие подкастов от радиотрансляций – доступность. Современная молодежь привыкла к многозадачности, а видеоформаты и стандартная лента новостей не позволяют параллельно заниматься другими делами. Подкасты слушают по дороге на работу или учебу, на прогулке с собакой, пока моют посуду после ужина и т.д. Кроме того, подкаст сохраняется и доступен как и любой другой аудиофайл в соц. сети – постоянно. Для того, чтобы его включить не нужно ждать определенного времени вещания.
- И наконец, четвертая особенность – простота записи. Чтобы создать сообщение необходимо иметь в распоряжении тихое помещение, диктофон или программу-рекодер с микрофоном. Современный смартфон с установленным приложением тоже вполне справится с задачей. В подавляющем большинстве случаев запись подкаста не требует дополнительных финансовых вливаний или они минимальны.
Например, в качестве записывающего устройства можно использовать встроенный в смартфон диктофон, обработать звук можно с помощью бесплатных программ и нейросетей, для шумоизоляции и нейтрализации эха можно использовать подушки в пушистых наволочках, листы поролона и даже ковер.
СЛАЙД 4
Участникам конкурса были предложены на выбор наиболее популярные на данный момент форматы подкастов - программы, сериалы и блоги:
- Программы – это материалы на заданный спектр тем, каждый выпуск может быть на новую тему.
- Сериалы – подкаст, в котором выбрана одна тема, которая раскрывается из выпуска в выпуск
- Блоги – формат подкаста, главным героем которого становится человек, группа людей или организация. В выпусках освещаются интересы главного героя блога, рассуждения, события, происходящие вокруг него и т.д.
Как видно из вышеперечисленного, подкасты хорошо подходят для решения поставленных в конкурсе задач.
СЛАЙД 5
Из особенностей выбранного типа контента также вытекают и требования к конкурсным работам:
- т.к. подкаст – это серия аудиоматериалов, то минимальное количество аудиоматериалов в подкасте – не менее 3-х
- подкасты могут выходить в 2 вариантах: с видеорядом, т.е. в формате mp4 и без него, в формате mp3. Так как работа с видео знакома нашим сотрудникам по акции «Писатель, звучит твой юбилей!» и конкурсам профессионального мастерства на лучший буктрейлер «Тверская книга в интерьере современности» и создание лучшего мультимедийного продукта «История моей библиотеки…Невыдуманный рассказ», мы приняли решение принимать работы в формате mp3.
- стандартная длительность подкастов, предоставляемых для участия в конкурсе определялась с помощью просмотра уже выложенных на различных платформах аудиоматериалов и составила 20 минут.
- Готовые материалы размещались в группах библиотек в соц. сети ВКонтакте, где максимальный размер файла для размещения – 200 мб, это и стало ограничением максимального веса работ.
- т.к. подкасты должны способствовать пропаганде малоспрашиваемой литературы, то участники конкурса связали темы материалов с книгами, находящимися в фондах библиотек – участников.
СЛАЙД 6
Для участия в конкурсе коллегам предлагалось заполнить форму заявки, которая была призвана помочь не только в понимании количества участников и облегчении процесса оценивания, но и для подготовки запланированных методических занятий.
Заявка включала такие пункты как:
- название библиотеки (для каждой библиотеки на сервисе гугл-диск была сформирована папка, куда кроме заявки, помещались готовые аудиоматериалы, скачиваемые мной из групп ВКонтакте, также в каждой такой папке был размещен шаблон оценочного листа. По завершении конкурса, членам жюри был предоставлен доступ к этим папкам, все материалы были собраны в одном месте, оставалось только сделать копию оценочного листа, подписать и проставить оценки после прослушивания материалов)
- ФИО сотрудников, участвующих в создании подкаста (эта информация нужна для составления списка сотрудников, которых нужно было пригласить на теоретические и практические занятия);
- Автор, название, год издания выбранных книг (этот пункт нужен не только чтобы отследить соответствие выбранных книг условиям участия в конкурсе, но и помог определить тему подкаста, целевую аудиторию, форму подачи);
- Количество книговыдач книг, отобранных для подкаста с момента поступления в библиотеку до начала участия в конкурсе (этот пункт был необходим для отслеживания динамики книговыдачи литературы, информация о которой была затронута в подкасте);
- Программа обработки (эта информация нужна для подготовки одного из теоретических и серии практических занятий.) Мы решили не унифицировать и не брать какую-то одну программу, т.к. на разных компьютерах разное количество оперативной памяти, установлены разные программы обработки и сотрудники, регулярно делающие видеоролики уже привыкли к функциям и интерфейсу этих программам);
- Ожидаемые даты выхода материалов (информация понадобилсь для составления графика практических занятий, а также для отслеживания выхода материалов)
СЛАЙД 7
После сбора информации из заявок было проведено 2 теоретических занятия и серия индивидуальных практических.
Первое занятие называлось «Подкасты. Что это такое» и освещало ряд теоретических вопросов, таких как определение понятия «подкаст», этапы разработки подкаста как медиапроекта, популярные форматы, жанры, варианты компановки материала в выпуске, и.т.д. Это занятие помогло участникам конкурса понять что и как им делать, дало возможность скорректировать данные, поданные в заявке, составить контент-план к своим подкастам и сделать наброски сценариев.
Второе занятие носило название «Программы звуковые редакторы», тоже было теоретическим, но имело уже не административную, а техническую направленность. На занятии были разобраны такие вопросы как: «что такое звук с точки зрения звукозаписи, чем аналоговый сигнал отличается от цифрового», «какое оборудование и программное обеспечение может помочь в записи», как оборудовать студию из подручных материалов, как записывать и обрабатывать звук, какие функции популярных программ могут для этого пригодиться. Также на занятии был рассмотрен основные функции 5 наиболее распространенных среди коллег нашей библиотечной системы программ для обработки звука – аудиомастер, audacity, wavepad, Wave Editor, Movavi AudioSuite. На теоретическом занятии по звуковым редакторам было дано задание, с использованием полученных знаний сделать 5-ти минутную запись текста из сценария 1-го аудиоматериала подкаста.
Индивидуальные практические занятия проходили на базе методического кабинета. Я установила на компьютер программы-редакторы, указанные в заявках, и подключила с помощью разветвителя вторую пару наушников. Сотрудники библиотек-участниц получили задание на одном из теоретических занятий и на практику приходили с уже готовым материалом. И на этих примерах мы разбирали ошибки записи, учились убирать шумы и огрехи в начитанном тексте, делать звук громче или теше, компоновать готовые куски, накладывать эффекты и т.д.
СЛАЙД 7
Обучение прошли 23 сотрудника. В конкурсе приняли участие 9 библиотек-филиалов.
На данный момент вышли все запланированные, вы можете найти их в разделе «аудиозаписи» в группах наших библиотек-филиалов.
С момента проведения индивидуальных практических занятий с сотрудниками, уровень обработки звука вырос. В записях почти не встречаются фоновые шумы, эхо, часто встречаются сведенные звуковые дорожки с наложенными на них дополнительными эффектами.
Умения, полученные в ходе проведения конкурса используются коллегами при создании видеороликов, презентаций, звукового сопровождения стационарных и внестационарных мероприятий. Наши пользователи в соц. сети ВКонтакте также оценили подкасты как новый вид контента. Новые аудиоматериалы набирают большее количество лайков, их комментируют чаще, чем другие виды контенета. Например, посты с материалами о жизни и творчестве писателей-юбиляров набирают около 20 лайков, подкасты схожей тематики набирают 50-55 лайков. При том, что количество просмотров этого подкаста на момент снятия информации было свыше 250-ти. Стоит учитывать, что группы библиотек-филиалов очень ориентированы на людей, проживающих в районе обслуживания и подписчиков там немного.
СЛАЙД 8
Возросла книговыдача книг, упоминаемых в аудиоматериалах. Например, Михалков С. «Сон с продолжением», ф 25 (1 книговыдача всего, за все время, после выхода подкаста 4), Диккенс «История Дэвида Коперфилда» (6 книговыдач. После выхода подкаста еще 9 до конца года), Годовицын «О людях в белых халатах» (3 книговыдачи, после выхода подкаста еще 6)
Результаты конкурса в ближайшее время будут опубликованы на сайте ЦГБ им. А.И. Герцена в разделе «Конкурсы», а материалы теоретических методических занятий после адаптации были размещены в разделе «Методическая копилка».
СЛАЙД 9
Далее я предлагаю Вам прослушать один из выпусков подкаста «читаем Тверское: история Твери для детей». Обратите внимание на отсутствие шума на заднем плане, четкость речи, то, что выровнен уровень звука у ведущего и гостя подкаста, работу со звуковым сопровождением.
СЛАЙД 10
От себя хочу добавить, что запись подкастов требует не столько технических ресурсов, сколько творческой идеи, и, на первых порах, усидчивости. Современные смартфоны открывают нам большие возможности в звукозаписи, а некоторые программы для обработки звука используют не так уж много оперативной памяти, и пойдут даже на достаточно старой технике. А когда вы запомните алгоритм обработки звука, местонахождение нужных кнопок в программе и поймете, что именно нужно искать в звуковой дорожке, то обработка материала будет занимать гораздо меньше времени, чем в самом начале. Пробуйте, применяйте подкаст – это очень интересный инструмент раскрытия фонда и популяризации чтения.
Презентация к выступлению Ю. В. Кузнецовой
Участники обучения благодарили за встречу, организованную на высоком уровне, за профессионально подготовленные интересные сообщения, желание делится знаниями и опытом.
Итоги семинара подвела Л. С. Романова, заведующий НМО Тверской ОУНБ им. А. М. Горького