Библиотечная сеть. Динамика. Структура. Доступность библиотечных услуг. Реалии тверских библиотек
Пархаева Наталья Сергеевна, главный библиотекарь НМО
Кейс: Как ослабить влияние негативных жизненных ситуаций на библиотечное обслуживание
Выступление онлайн Н.В. Захаровой, зав.сектором по работе с фондами Бежецкой МЦРБ им. В.Я. Шишкова
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами информацией о работе нашей библиотеки по внестационарному обслуживанию.
Библиотекам важно «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния. В этом деле нам помогают различные формы внестационарного обслуживания, которые постоянно развиваются.
Основной задачей деятельности любой библиотеки является максимально полное удовлетворение разнообразных читательских потребностей, учёт интересов читателей, создание комфортных условий для обслуживания.
Внестационарное библиотечное обслуживание населения – это обслуживание читателей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, средствами коллективного абонемента, выездных читальных залов, книгоношества.
Данный вид деятельности позволяет расширить доступ к информационным ресурсам библиотеки и повысить культурный уровень среди населения.
На сегодняшний момент на территории Бежецка внестационарным отделом центральной библиотеки организовано 2 библиотечных пункта, в них 109 читателей и 8 коллективных абонементов, в которых зарегистрировано 200 читателей. На дому услуги библиотеки предоставляются 10 читателям.
Библиотечные пункты открыты в детском саду, который находится в черте города и Доме культуры посёлка Сельмаш, который является отдельным микрорайоном, удалённым от центра города. Библиотечный пункт работает в установленные дни и часы. Работу в библиотечном пункте осуществляет библиотекарь отдела внестационарного обслуживания.
Запись читателей и выдача изданий производятся по правилам, принятым в центральной библиотеке, и с условиями, оговоренными в договоре об организации библиотечного пункта. Учёт работы по обслуживанию читателей библиотечного пункта (число читателей, посещений, книговыдач) ведётся в дневнике установленной формы.
Для удовлетворения запросов читателей используются фонды внестационарного отдела, абонемента и книгохранилища центральной библиотеки. Читатели составляют списки желаемой литературы в соответствии с электронным каталогом, также библиотекарь, зная уже их предпочтения, формирует фонд пунктов самостоятельно.
Знакомство с новыми изданиями происходит через выставки новых поступлений, которые также оформляются в пунктах. Помимо новинок в 2023 году были также организованы следующие выставки: «Книги – юбиляры», «Писатели – юбиляры», «Всемирный день поэзии», «Книга на страже здоровья».
Деятельность пунктов производится на основании договоров, заключенными между библиотекой и организациями, что позволяет чётко определить условия сотрудничества и ответственность сторон.
Выделены отдельные помещения для хранения фондов, размещения книжных выставок и работы с читателями
Коллективные абонементы открыты в двух детских садах (27 и 9 чел.), исправительной колонии (27 чел.), Женской консультации (24 чел.), Роспотребнадзоре (30 чел.), на Швейной фабрике (25 чел.), заводе железобетонных конструкций (27 чел.), в Газпром межрегионгаз (31 чел.).
Работа коллективных абонементов осуществляется на основании заключенных договоров о библиотечном обслуживании.
Обмен книг осуществляется два раза в месяц в установленные дни и часы. Восемь пунктов библиотекарь посещает на служебном автотранспорте, а до двух добирается пешком, т. к. они находятся достаточно близко от центральной библиотеки.
Также библиотекарь внестационарного отдела центральной библиотеки обслуживает на дому десять читателей с ограниченными возможностями здоровья. В 2023 году было осуществлено 57 выездов/выходов, выдано 300 экземпляров книг. В основном, это постоянные читатели центральной библиотеки, которые самостоятельно передвигаться уже не могут.
Летний читальный зал начинает свою работу в майские праздники и работает в течение всего летнего периода с периодичностью один раз в две недели по два часа. Выезжаем мы в городской сад, где наибольшее скопление гуляющих людей абсолютно разных возрастов. Очень часто приходят организованные группы детей из городских пришкольных лагерей.
Площадки обязательно тематические:
День полёта на воздушном шаре
50-летний юбилей выхода на экран фильма «Семнадцать мгновений весны»
Дружба и друзья
День России
Родной город
День семьи
Анна Ахматова
Во время работы зала посетителям предлагаются книги, журналы, газеты, которые можно почитать на месте или взять с собой, настольные игры, бадминтон, обруч (хулахуп), литературные или краеведческие викторины и конкурсы, просто разговоры по душам.
Обязательно рассказываем о библиотеке, наших возможностях и услугах, предстоящих мероприятиях, раздаём буклеты с информацией: режим работы, адрес, представительства в сети интернет.
Данный вид работы демонстрирует населению открытость, доступность, мобильность и динамичность библиотеки.
Выездные мероприятия в Дома культуры города во время проведения больших городских концертов. Работа проходит в помещении перед залом втечение часа перед концертом.
Тематика всегда поддерживает общую тему события. Здесь мы организуем не только выставку книг, но и выставки наших бежецких мастеров, художников. Обязательно проводим тематические викторины и мастер классы.
Также библиотека активно сотрудничает с Бежецким отделением Всероссийского общества слепых. Выезжаем к ним и проводим тематические мероприятия.
День города это всегда большая самостоятельная выездная площадка, во время которой работают несколько секторов в течение 3-х часов. Здесь мы уже не выходим в городской сад. Для нас выделена большая территория в центре города.
Итак:
Детский сектор. Стоят столы с настольными играми, проводятся мастер-классы для детей.
Сектор мастеров. Организованы выставки и продажа изделий мастеров Бежецка и Бежецкого района. Проходит дегустация и продажа фермерских продуктов.
Вкусный сектор. В течение всего времени работы площадки все желающие могут подойти и попить чая со сладостями.
Тематическая книжная выставка.
Сцена. Большая культурная программа, в которую включены: презентации книг, встречи с лауреатами, писателями и поэтами, открытый микрофон, литературно-музыкальные композиции, отрывки из спектаклей, танцы, песни и многое другое.
Наша площадка пользуется большой популярностью и имеет своих постоянных зрителей, потому что каждый пришедший сможет найти для себя что-то интересное.
Внестационарное обслуживание в сельских библиотеках.
Сельские библиотеки в качестве одной из важнейших задач видят расширение круга своих читателей, приобщение большего количества населения к стабильному и регулярному использованию информационных услуг библиотеки.
Для муниципальных сельских библиотек подобные задачи являются актуальными в связи с тем, что в сельской местности общедоступная бесплатная библиотека является одним из немногих учреждений социальной сферы, дающих жителям возможность общения, получения досуговой, развлекательной или профессиональной информации.
Основным видом внестационарного обслуживания в сельских учреждениях является книгоношество: 22 библиотеки из 25 предоставляют данную услугу. Стоит отметить, что книги и журналы доставляются не только в пределах населённого пункта, где расположена библиотека, но и в близлежащие сёла и деревни. Так, в 2023 году было обслужено 604 пользователя, 3764 посещения для получения библиотечных услуг. Помимо посещений читателей на дому, библиотекарь Борковской сельской библиотеки доставляет литературу пациентам паллиативного отделения медицинской помощи Бежецкой районной больницы, которое расположено в этом же селе.
В трёх библиотеках организованы пункты выдачи. Два из них расположены в образовательных учреждениях, один на почте. Активно работают коллективные абонементы.
Библиотекари сельских библиотек доставляют книги на велосипедах в тёплое время года и на санках в зимний период.
В сельских учреждениях не очень большие фонды и обновляются они крайне редко, поэтому библиотекарями активно используется межбиблиотечный абонемент центральной библиотеки.
Кроме доставки и выдачи литературы большим успехом на селе пользуются выездные культурно-просветительские мероприятия, обзоры, часы информации, викторины.
Данный вид внестационарного обслуживания ориентирован на партнерство с образовательными учреждениями, школами и дошкольными учреждениями. Данный вид партнерства решает, прежде всего, задачи, связанные с широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания. Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса.
В 2023 году интересная работа была проведена в трёх библиотеках Борковского сельского поселения. На территории расположены школа и детский сад, и библиотекари, где нет учебных заведений, приезжали и проводили в них совместные мероприятия.
Конечно же, все события сопровождаются книжными выставками и обменом литературы, будь то выезд в школу или Дом культуры.
В летний период сельские библиотеки проводят большое количество мероприятий с детьми на свежем воздухе: игры, походы, чтение вслух и многое другое.
Всего в 2023 году сельскими библиотеками проведено вне стен библиотеки 305 мероприятий.
Таким образом, мы уверенно можем сказать, что в Бежецке и Бежецком округе система внестационарного обслуживания читателей активно развивается и обеспечивает возможность жителям получить все информационные, культурные, социальные услуги, которые и должна предоставлять современная библиотека.
Внестационарное обслуживание населения Кесовогорской ЦБС. Выступление Т.В. Платоновой, зав. методическим отделом Кесовогорской ЦБС
Чтобы повысить авторитет библиотеки, привлечь жителей к чтению литературы и периодических изданий особое внимание мы обращаем на внестационарное обслуживание пользователей.
Внестационарное библиотечное обслуживание выполняет важную социальную роль, поскольку позволяет получить основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности посещать стационарную библиотеку по состоянию здоровья, отдалённости проживания, в силу специфики работы и других жизненных обстоятельств.
В центральной библиотеке функционирует отдел внестационарного обслуживания, библиотекарь которого курирует 20 библиотечных пунктов, 14 из которых — это пункты выдачи, действующие в организациях посёлка, таких, как больница, казначейство, дорожно-строительная компания, администрация и прочие учреждения. Обслуживание происходит посредством выдачи литературы на руки каждому пользователю. Обмен литературы происходит два раза в месяц. (Выполняются ли заказы читателей или что принести, решает сам библиотекарь внестационарного отдела ЦБ)
Шесть передвижных библиотек организованы в отдалённых от центра посёлка деревнях. Литература обменивается ежеквартально.
Организовано внестационарное обслуживание и в детском отделении ЦБС. Библиотекарь детского отделения обслуживает юных пользователей дошкольных учреждений. Постоянно ведётся сотрудничество с руководством дошкольных учреждений, воспитателями согласно планам работы: проводятся обзоры детской литературы, беседы о книгах. Таких пунктов в ДО шесть.
В сельских филиалах МУ «Кесовогорская ЦБС» библиотекари обслуживают пользователей через библиотечные пункты. В 13 СФ обслуживается 29 библиотечных пунктов, обмен книг производится 1-2 раза в месяц.
На конец отчётного года в МУ «Кесовогорская ЦБС» всего действуют 49 библиотечных пунктов. При подборе литературы учитываются индивидуальные пожелания и читательские интересы пользователей. Обязательно выполняются индивидуальные заявки пользователей на книги и периодические издания. Библиотекари не только проводят обмен книг, но ещё и общаются с пользователями, изучают их читательские интересы через беседы, библиографические обзоры. Составляются рекомендательные списки литературы, например, такие. как: «Журнальная карусель», «Новая литература в библиотеке», «Караван забытых книг», «Писатели-юбиляры года» и т. д. Библиотекарями сельских филиалов организованы пункты выдачи в детских садах. Литература в пунктах подбирается соответственно возрасту маленьких читателей и обновляется ежемесячно. На территории детских садов проводятся различные мероприятия для повышения интереса к детской книге, знакомства детей с произведениями лучших детских писателей, летом на территории детских садов проходят громкие чтения.
Для удобства жителей, библиотекари СФ организуют мероприятия в дни массового посещения общественных мест: магазинов, почты. Библиотекари проводят акции, тематические беседы, рекламируют услуги библиотеки (выдаются буклеты, закладки, памятки, списки литературы, раздаются афиши планируемых мероприятий).
Особое внимание уделяется читателям с ограниченными возможностями здоровья и лицам пенсионного возраста, которые в силу жизненных обстоятельств не могут самостоятельно посещать библиотеку. Они обслуживаются на дому. Работники библиотеки также оказывают помощь в подборе литературы, проводят индивидуальные беседы с целью выявления их интересов и потребностей.
ЦБ проведён в 2021 г. анализ внестационарного обслуживания, при котором многие библиотечные пункты из-за существенного сокращения количества жителей переведены в ранг книгоношества, обслуживания на дому. В результате этого число библиотечных пунктов было значительно уменьшено.
В связи с преобразованием района в округ, планируем снова проанализировать и пересмотреть формы внестационарного обслуживания, заключить новые договоры с представителями администрации территориальных отделов сельских населённых пунктов и Администрацией муниципального округа.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что библиотечные пункты внестационарного обслуживания, книгоношество выгодны и населению, и библиотекарям. С одной стороны, они позволяют максимально приблизить информацию к пользователю, создать ему благоприятные условия для получения библиотечной книги. С другой стороны, это хороший способ для библиотекарей расширить сферу своего влияния, привлечь новых пользователей, повысить основные показатели работы.
Выступление онлайн зав. информационно-методическим отделом Краснохолмской ЦБ О.Г. Новожиловой
К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, пункты выдачи книг, выездные читальные залы, передвижные библиотеки, книгоношество. Задачей внестационарных форм библиотечного обслуживания является доведение библиотечной услуги до каждого населенного пункта, каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами.
Внестационарное библиотечное обслуживание в нашем муниципальном округе осуществляется двумя формами. Это пункты выдачи книг и книгоношество. Меня просили рассказать более подробно о пунктах выдачи книг. В нашей библиотечной системе осуществляют свою работу 15 пунктов выдачи книг. Два пункта организованы на базе Хабоцкой сельской библиотеки, три на базе детской библиотеки. И 13 пунктов выдачи книг на базе центральной библиотеки — восемь в городе и пять на селе. Ни для кого не секрет, что население в сельской местности сокращается очень быстро. И при проведении очередной оптимизации учреждений культуры в 2019 году было выявлено, что соотношение установленных норм и количество действующих библиотек не совпадает. В результате пять библиотек попало под сокращение. С 1 сентября 2019 эти пять библиотек должны были прекратить своё существование. Сельские жители были возмущены закрытием библиотек, так как во всех этих деревнях они являлись единственным очагом культуры. Транспорт до этих населенных пунктах тоже отсутствовал. Все были озабочены этим положением дел и думали, что делать? Тогда заведующая ОКСМ Дрожженикова Т. В и заместитель Главы по социальным вопросам Валинкина С. Н. посовещались и предложили не увольнять работников, а перевести их в центральную библиотеку, так как в ЦБ имелись свободные ставки. В результате на базе закрытых библиотек появились пункты выдачи книг с использованием зданий. Фактически произошло переименование библиотек в пункты выдачи книг.
Так в штатном расписании Краснохолмской центральной библиотеки появилось 2,5 ставки библиотекаря для осуществления библиотечного обслуживания близлежащих деревень в пунктах выдачи книг: Скоросово, Толстиково, Поляны, Мартыново и Ульянино. Библиотекари продолжили работать в своих же библиотеках на 0,5 ставки, но официально оформлены в центральной библиотеке, и стали заниматься только внестационарным обслуживанием.
Какие минусы наблюдались в проведённой работе. Первое — наши сельские библиотекари теряли свои льготы, и второе — в случае закрытия одного из пунктов всё бремя невыполненного муниципального задания ляжет на центральную библиотеку. С первой льготной проблемой мы уже разобрались. Наши библиотекари прописаны на селе, работают на селе, официально подтверждает директор библиотеки и льготы на дрова и коммунальные услуги для них сохранены. А вторая проблема когда-то обязательно возникнет, так как три пункта выдачи книг обслуживают пенсионеры.
На сегодняшний день в центральной библиотеке при 13 пунктах выдачи книг действует распределение зон обслуживания по количеству читателей: 60 % стационарное, 40 % внестационарное. Учёт приходится вести в отдельности по каждому пункту выдачи книг и в целом по центральной библиотеке. Муниципальное задание так же доводится центральной библиотеке и пунктам выдачи книг отдельно.
Немного об анкетировании. Для получения объективной картины о состоянии библиотечной сети на селе информационно-методический отдел провёл в начале года анкетирование.
Анкета состояла из вопросов:
- Количество населённых пунктов в зоне обслуживания библиотекой.
- Сколько жителей в этих деревнях проживает по статистике округа,
- Сколько фактически проживающих на обслуживаемой территории,
- Сколько детей, молодёи, жителей трудоспособного возраста, пенсионного возраста проживает на территории.
Далее предлагались вопросы, касающиеся непосредственного обслуживания территории:
- Количество обслуживаемых деревень,
- Количество читателей,
- Количество читателей обслуживаемых на дому и в пунктах выдачи книг.
Проанализировав данные анкеты, определили процент библиотечного обслуживания в целом на закреплённой за библиотекой территории и по каждой категории читателей. Данные анкетирования обобщались и использовались при планировании муниципальных заданий для библиотек. Так в этом году анкетирование показало, что процент обслуживания населения сельскими библиотеками варьируется от 6о до 120 %. Низкий процент обслуживания наблюдается у четырёх библиотек ввиду большой разбросанности деревень, старения населения и естественной убыли. Показатель выше 100 % обслуживания у трёх библиотек. И проявился он в результате привлечения в библиотеки дачников.
Также в нашей библиотеке практикуется проведение опросов. Самый распространенный опрос по комплектованию фондов. Библиотекари опрашивают местных жителей о читательских пристрастиях. Составляют списки необходимой литературы, периодики и предоставляют их в отдел комплектования.
В связи с небольшим поступлением книжных новинок в сельские библиотеки, библиотекари занимаются доставкой книг из центральной библиотеки. И, конечно, практикуется книгоношество.
Сельские библиотеки все активнее используют в своей работе проведение мероприятий в онлайн формате. Это форма привлекает новых удалённых пользователей, и повышает их количество. Приведу один пример работы в этом направлении, наиболее удачный и интересный.
За последние несколько лет в Рачевской сельской библиотеке сложилась традиция: завершать читательский сезон мероприятием «Встреча с читателем». Мероприятие проходит в форме интервью. Библиотекарь беседует с одним из читателей, задаёт вопросы о любимых книгах, писателях, поэтах, интересных людях-земляках. В 2023 году «Встреча с читателем» была посвящена коллективу учителей Рачевской сельской школы периода 1950-х годов, воспоминаниями делилась учительница, работающая в школе в этот период Г. И. Кинстлер. Результат «Встречи с читателем» 731 просмотр и присоединение к группе более 30 подписчиков.
Презентация к выступлению М.В. Карпухиной, зав. отделом обслуживания Старицкой ЦБС
Тема: Кадры решают всё: обучать – взаимодействуя
Кейс: Мы все учились… А как учили? Как достичь эффекта от полученных знаний?
Выступление Н.В. Хвалынской, зав. методическим отделом Селижаровской ЦБС
Уважаемые коллеги!
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, человек действительно думает.
Не мыслям надобно учить, а мыслить. Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме.
Я хочу познакомить вас с интересным методом работы, который называется «Фишбоун». Его я применила на семинаре-практикуме «День библиотечных идей» для сельских библиотекарей. Отделы центральной библиотеки были разделены на локации, где сотрудники давали рекомендации по заявленным темам. Второй год подряд при составлении плана системы повышения квалификации я формирую семинарские занятия по направлениям. Обязательно учитываю пожелания сотрудников, с этой целью проводим мини-опрос. Так гораздо легче составить план, разработать темы семинарских занятий. Например, если говорим о краеведении, то семинар полностью посвящён этому направлению.
Но вернёмся к теме выступления.
Библиотекари были разделены на группы, которые поочерёдно посещали зоны обслуживания.
Ай-стопперы в библиотеке. Библиотекарь читального зала рассказала о том, как раскрыть книжный фонд, чтобы он стал видимым.
Библиотекарь абонемента
представила интересные факты о юбилярах месяца — М. И. Кутузове и романе в стихах «Евгений Онегин».
Заведующая отделом обслуживания рассказала о технике «тестопластика» и провела мастер-класс по изготовлению поделок из солёного теста.
Мною подготовлен мозговой штурм в формате «Фишбоун». Группам библиотекарей был задан вопрос «Как работать с молодёжью, чтобы она стала сотрудничать с библиотекой», который они раскрыли с помощью «рыбьего скелета». Предварительно я рассказала об этом приёме, показала примеры составления, подготовила схему наводящих вопросов.
В конце мозгового штурма библиотекари составили синквейны, чтобы поставить «точку» в своих выступлениях.
Схема синквейна:
Слово (существительное)
Два слова – характеристики (прилагательные)
Три слова – действия (глаголы)
Четыре слова, выражающие отношение к предмету
(может быть предложение)
Одно слово – синоним, выражающее отношение к предмету
Молодёжь
Контактная, коммуникабельная
Действует, мечтает, учится
Получаем позитив и положительные эмоции
Перемены
«Фишбоун» — это приём, который переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы», и направлен на развитие критического мышления в наглядно-содержательной форме.
В основе «Фишбоуна» — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрёл метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Схема «Фишбоун» представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Существуют два типа расположения:
горизонтальное — (наиболее точно повторяет скелет рыбы);
вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объём информации.
«Рыбий скелет» состоит из четырех блоков информации:
голова, где обозначаются проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу;
верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или сверху при горизонтальной) ― на них фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин или суть понятий, указанных на схеме;
хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.
Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.
Семь способов составления схемы «Фишбоун»
Способ 1. Причины — факты. Базовый способ.
В голову схемы размещаем вопрос, проблему.
Сверху на косточках позвоночника причины возникновения этой проблемы. Затем их располагаем по степени значимости. Чем важнее для проблемы, тем ближе к голове.
Снизу на косточках пишем факты из текста: это может быть цитата или смысл своими словами, которые демонстрируют эту причину.
И в хвосте вывод. Он отвечает на вопрос: «Почему произошло…?» Здесь надо указать найденные взаимосвязи, либо — как устранить причины для решения проблем.
Получается исследование на тему. Активное изучение и анализ проблемы.
Способ 2. Качества.
В голове Рыбы размещаем проблему.
Сверху на косточках записываем те качества, которые повлияли на появление или решение этой проблемы.
Снизу на рёбрах размещаем факты своими словами, подтверждающие эти качества.
В хвосте выводы, какие качества повлияли на проблему или другие важные связи.
Способ 3. Снежный ком.
В голове схемы проблема.
На верхних косточках, начиная от головы, пишем событие, которое послужило точкой отсчёта, началом появления этой проблемы. Событие, которое повлекло другие события. Они, как снежный ком, нагнетают и увеличивают масштаб проблемы.
Нижние косточки фактами подтверждают все большую сложность ситуации.
В хвосте вывод, что нужно исправить, чтобы не было того, первого тревожного звоночка или вывод, содержащий ответ на вопрос в голове.
Способ 4. Перекрёсток мнений.
В голову рыбы помещаем проблемный вопрос.
Сверху пишем разные взгляды на этот вопрос.
Снизу своими словами раскрываем содержание этих взглядов.
В хвосте ставим вывод, который демонстрирует, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Чья точка зрения получила дальнейшее развитие и к чему привела.
Способ 5. Сравнительная схема.
Такую схему лучше делать в вертикальном формате. Так привычнее сравнивать. Это напоминает задания на поиск различий на картинках.
В голову схемы ставим вопрос типа: «Чем отличается…? Что подходит больше для решения данного вопроса?»
Слева — значения характеристик одного объекта.
Справа — значения тех же характеристик другого объекта.
Вывод в хвосте — краткий ответ на поставленный вопрос в голове рыбы.
Способ 6. Помощь — помеха.
В голове рыбы обозначаем вопрос или тему для анализа.
С правой стороны перечисляем факторы, которые помогают решить этот вопрос.
С левой – записываем то, что мешает решить эту проблему.
В хвосте делаем вывод. Например, возможно ли устранить помехи или усилить помощь.
Способ 7. Схема для больших текстов.
Схема в таком случае будет представлять в буквальном смысле рыбий скелет — остов предстоящего исследования, векторы для изучения. Где слово — это отправная точка для разворачивания причин и следствий.
***
Вопросы для участников областного семинара:
- Почему люди не ходят в библиотеку?
- А вы знаете, что в библиотеке?
- Мероприятия онлайн или офлайн: выбор посетителя библиотеки.
Какие навыки развивает «Фишбоун»:
- Формулировать проблему. Известно, что умение правильно сформулировать вопрос, это 50 % спеха в поиске ответа.
- Выделять главное. Этот навык — один из ключевых в работе с информацией.
- Делать выводы, обобщать итоги исследования. Этот навык тоже требует тренировки. Можно найти много информации и не суметь собрать из кусочков единую мысль. А значит, и использовать в дальнейшем будет нечего.
- Записывать кратко. Находить ёмкие слова. Вытаскивать скелет из текста.
Овладев технологией «Фишбоун», мы может с успехом применять её в качестве мозгового штурма на семинарах СПК.
Социальный проект, как форма обучения сотрудников и развития собственной проектной инициативы. Выступление С.А. Сафошиной, методиста Западнодвинской ЦБС
Разработка и реализация социальных проектов – одно из актуальных направлений деятельности публичных библиотек. Вместе с тем, не все библиотечные специалисты до конца понимают, что такое проект, каковы его цели, задачи и правила написания.
Имея опыт в создании и реализации социального проекта методической службой было принято решение одну из профессиональных встреч в рамках СПК посвятить проектной деятельности. Предстояло как можно доступнее рассказать коллегам о социальных проектах и зависимости их жизнеспособности от всех структурных элементов. Семинар «Разработка социального проекта от идеи до воплощения» должен был разрушить стереотип формального отношения к структуре проекта.
Поскольку это не первое знакомство коллег с проектной деятельностью, то был выбран формат деловой игры, итогом которой стали три проекта, созданные командами участников от этапа идеи до момента реализации.
Каждый этап игры стал тренингом по созданию и формулировке структурных элементов проекта: от его цели и задач до бюджета и его результатов. Происходило это в рамках установленных параметров, выбранных каждой командой случайным образом.
После чего участники приступали к заполнению шаблона / схемы проекта. По завершении работы команды презентовали свои проекты и пытались оценить их жизнеспособность по предложенным критериям.
Роль методиста, как модератора, заключалась в том, чтобы контролировать ход игры и координировать направление развития проектной деятельности. Самым сложным при этом оказалось убедить коллег и показать на примере шаблонность их идей и нежизнеспособность в рамках данного проекта. Для этого командам предлагалось рассмотреть проектные идеи под разным углом и дать ответ на несколько вопросов: «соответствует ли идея интересам и ожиданиям целевой аудитории», «укладываются ли жизненные навыки и умения участников проекта в его задачи и ход реализации», «как реализация проекта повлияет на жизнь людей выбранной аудитории и что сможет изменить» и другие.
Первым этапом деловой игры стал выбор условий проектной инициативы. Игроки команд по очереди с помощью карточек выбирали социальную аудиторию проекта, его направление и то, как и где будет реализовываться проект. Таким образом, мы сразу ставили коллег в определенные рамки развития идей.
Рассмотрим на примере. Перед вами шесть карточек с описанием психологического характера возраста, а это — раннее детство, детство, юношество, молодость, зрелость и поздняя зрелость или старость. Выбранная карточка становилась аудиторией проекта со своими интересами, ожиданиями и потребностями, которые проект должен был удовлетворить.
Следующие шесть карточек — это несколько наиболее актуальных направлений в просветительской деятельности библиотек: саморазвитие через чтение, семейные ценности, здоровье и спорт, история края, многонациональная культура и финансовая грамотность. Выбранное направление сотрудникам необходимо было сформулировать как социальную проблему, требующую решения.
Самым неожиданным стал выбор вариантов решения этой проблемы. А конкретно того, как и где будет проект реализовываться. В итоге первая команда должна была подумать над марафоном или фестивалем в социальных сетях, рассчитанным на пользователей пенсионного возраста. Второй команде предстояло придумать образовательный проект для семей воспитанников детского сада по финансовой грамотности. Аудиторией третьего проекта стали пользователи зрелого возраста, заинтересованные в организации спортивного, оздоровительного досуга на дворовой площадке.
В рамках второго этапа команды работали над формулировкой проектной инициативы в соответствии с её направлением, проблематикой, определить цели и задачи проекта. Этот этап дался коллегам тяжело, поскольку карточки с проектными условиями поставили их в тупик. Им было сложно понять, как данные условия связать с интересами целевой аудитории.
Здесь важна роль модератора, который «вставал» на место аудитории и помогал участникам команд оценить ожидания целевой аудитории, их навыки и умения, житейский багаж знаний. Необходимо было направить профессиональный опыт коллег на решение чаяний и нужд участников проекта, согласовать их с возможностями библиотеки и направлениями её просветительской деятельности.
Задача ведущего — показать, что целостность проекта, успешность его реализации зависит не только от профессиональных навыков сотрудника, но и от того, насколько продуманы и логичны элементы и этапы реализации проекта. Все эти моменты мы рассмотрели в ходе третьего этапа тренинга, где коллегам предстояло заполнить шаблон проекта и наглядно убедиться соответствуют ли его цели результатам, поставленные задачи — реализации этапов, а бюджетная смета оправдана его затратами.
Заключительным этапом игры стала презентация проектов, по завершении которой участники голосовали за лучший. Голосованию предшествовала оценка презентуемых проектов по предложенным критериям от общих к частным. Команды радели за созданные с таким трудом проекты, поэтому трезво их оценить нам оказалось сложно. Направляющие вопросы ведущего вызывали непонимание, выступающие начинали настаивать на своей правоте. Решено было не заострять внимание на критериях оценки проектов, а вернуться к ним позднее и рассмотреть их уже в рамках практической работы.
Игра проходила оживленно, не всегда гладко, но общую структуру проекта коллеги уяснили. Далее в качестве домашнего задания им предложили написать проект по продвижению чтения, посвящённый юбилярам года — писателям или книгам. В течение двух месяцев сотрудники работали над проектами, затем в ходе методического дня с каждым индивидуально проект разбирался, давались конкретные рекомендации по работе над ним. После исправления ошибок, сотрудники готовились к его реализации.
Библиотечные проекты по продвижению чтения осуществлены в библиотеках в период с сентября по декабрь. Они явились практической частью освоения библиотекарями проектной деятельности. Основной аудиторией стали дети: от дошкольников до подростков, а также зрелые пользователи библиотек. Их цели: знакомство с творчеством лучших писателей через игру, реклама книги через громкие чтения и выпуски информационной продукции, стимулирование чтения писателей-классиков, интерактивное творчество через знакомство с писателями и декламацию их произведений, марафон литературных праздников, литературные гостиные.
Итоги библиотечных проектов представлены сотрудниками на февральском семинаре в рамках СПК. Не всем удалось успешно реализовать свои проекты, но был приобретен необходимый опыт. С каждым мы проанализировали проделанную работу, помогли выявить и учесть допущенные ошибки. В планах на текущий год — написать и выполнить на практике краткосрочные проекты по семейному краеведению.
Таким образом, в рамках практического занятия нам не только удалось проработать структуру социальных проектов, но и закрепить знания созданием и реализацией собственных, наиболее приближенных к условиям каждой библиотеки. В целом, идеи сотрудников стали деталями деятельности ЦБС в просветительской работе по продвижению чтения и при необходимости могли бы стать различными направлениями единого проекта в масштабе округа.
Информационный спринт. Выступление Н.В. Егоровой, методиста 2 категории Калязинской РМБС
Ежегодно при составлении методического плана работы на год, планируется проведение профессиональных конкурсов. Так в рамках Года педагога и наставника для сельских библиотекарей прошёл «Информационный спринт», проведённый в форме квиза, посвящённого нелёгкой работе педагогов. Получилось два в одном: и профессиональный конкурс, и обучающее мероприятие. Квиз – это интеллектуальное соревнование между командами по материалам нескольких книг, произведений, жанров, тем. Так же это командная игра, участники которой в ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы.
Правила в квизе очень простые: предполагается участие двух или более команд, где участники могут продемонстрировать логику, внимательность, эрудицию. Но в нашем случае игра проводилась не командная, а по индивидуальному зачету, то есть победитель определялся по количеству набранных баллов, которые давались только за правильные ответы. Игра состояла из пяти туров. Перед началом квиза прошла «Разминка для ума», позволившая концентрироваться на предстоящей игре.
Цель квиза: показать на практике приёмы проведения такой формы работы. Результат: библиотекари Тимирязевской, Яринской, Пеньевской библиотек использовали форму проведения мероприятий квиз с пользователями своих библиотек. В Тимирязевской библиотеке прошел квиз «Символика России»; в Яринской – «В лес за знаниями»; в Пеньевской- «Учителя - ученики».
Тур 1 – История педагогики (22 вопроса)
Тур 2 – Образ педагога в кино (8 вопросов)
Тур 3 – Педагоги, учителя – писатели (13 вопросов)
Тур 4 – Школьные предметы (43 вопроса)
Тур 5 – Школы мира (15 вопросов)
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучаствовать в квизе с индивидуальным зачётом очков. Ответ принимаем от человека, первым поднявшим руку, за правильный ответ начисляется один балл, который отмечается вручением «совы мудрой».
По завершении игры подсчитываем количество баллов и определяем победителя.
Будет задано по два вопроса из каждого тура.
Профессиональный конкурс библиотекарей как вдохновение и (или) инструмент делового совершенства
Кейс: Пройти все этапы и победить —«Профессиональное призвание-2023»
Выступление О.Н. Парфёновой, заместителя директора Нелидовской ЦБС
Какая она, наша библиотечная профессия? Со стороны, может, и кажется, что выдать книги — это просто! Но когда новый сотрудник вникает в библиотечную деятельность, то понимает, что здесь нужны обширные знания! Ведь библиотекарь сегодня и педагог, и психолог, и социальный работник, и блогер, и сценарист, и актёр. Наша профессия находится на пересечении всех интересов общества. Работать в библиотеке не только интересно, здесь можно реализовать свои таланты. И помогают в этом конкурсы профессионального мастерства, которые направлены на раскрытие творческого потенциала библиотекарей.
В 2022 году наша коллега, заведующая абонементом Центральной библиотеки О. Г. Ряполова, участвовала во Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года». Кроме пакета документов, нужно было подготовить видеовизитку участника продолжительностью 1–3 минуты.
После объявления итогов конкурса, просмотра видеороликов участников, мы пришли к выводу, что нам, библиотекарям, нужно учиться презентовать себя и свою работу, большинство коллег не умеют это делать.
В 2023 году объявили конкурс «Профессиональное призвание» среди библиотекарей, имеющих опыт работы от 1 года.
Сроки конкурса сжаты: с 9 января по 15 мая, проходил в два этапа: заочный и очный.
Заочный этап: «Видеосамопрезентация». Нужно было создать видеоролик, рассказывающий об особенностях библиотечной профессии, о мотивах выбора профессии, достижениях, планах на будущее, своих увлечениях и, конечно же, о своей повседневной жизни библиотекаря. Одно из главных требований — это продолжительность ролика до 3-х минут.
На данном этапе возникли сразу же вопросы «Кто будет снимать?», «В каких программах создавать ролик?». Несмотря на то, что методист входил в жюри, коллеги получали рекомендации и консультации.
В нашей библиотечной системе работают 28 сотрудников. В жюри поступило 15 работ: восемь из ЦБ, три из ДБ, одна работа из ГФ и три от сельских библиотекарей.
Каждому члену жюри раздали оценочный лист и после просмотра каждого ролика, без обсуждения вслух, проставлялись баллы от 1 до 10. При подсчёте баллов выяснилось, что мнения членов жюри сошлись, и пять участников второго этапа конкурса выявлены. Зная хорошо своих коллег, и какая может быть реакция на оценки, жюри приняло решение, что ещё и все библиотекари на заключительном этапе проголосуют за лучший, на их взгляд, видеоролик.
Жюри приняло решение, что от ЦБ выйдут три работы, от Детской библиотеки и ГФ — по одной работе, от сельских тоже одна работа.
Второй очный этап состоялся 24 мая, в преддверии Общероссийского дня библиотек и проходил в четыре тура. 1-й тур: «Видеосамопрезентация». Всем присутствующим предложили познакомиться с конкурсными работами, а затем выбрать понравившийся ролик. Голосование показало, что мнения жюри и библиотекарей совпали, и в финале участвовало 5 библиотекарей. От центральной библиотеки на победу претендовали Анна Штубова и Эмилия Юринова, библиотекари отдела абонемента, Наталья Белякова, заведующая ДИЦ. От сотрудников Детской библиотеки и Городского филиала во второй этап вышла Светлана Мазурова, гл. библиотекарь ГФ, от сельских библиотек — Потоцкая Татьяна, библиотекарь Монинской сельской библиотеки.
Конкурсантам предложили поучаствовать в интеллект-батле «Каждый библиотекарь должен знать». В течение 7 минут нужно было ответить на 15 вопросов, связанных с библиотечной темой: вопросы не из простых, время пролетело быстро. Анна Штубова дала 14 правильных ответов!
Следующее задание — «Предлагаем почитать». На стеллаже разместились книги, завёрнутые в бумагу. Библиотекарь наугад выбирал, разворачивал и в течение одной минуты знакомился с содержанием. Затем он должен был порекомендовать книгу так, чтобы у читателя (а его роль играл коллега) возникло желание её прочитать. Все справились с поставленной задачей несмотря на то, что некоторые произведения библиотекари не читали, но слышали о них.
Как выяснилось, в библиотечной повседневной жизни сотрудник библиотеки должен не только знать книжный фонд, уметь продвигать книги, снимать ролики, перевоплощаться в любые образы, но и уметь держать в руках шпагат и качественно связывать книги, чтобы при погрузке они не развалились. И четвёртый тур «Очумелые ручки» показал, кто может быстро и умело связать стопку книг. Анна Штубова с ловкостью справилась с заданием и по результатам набранных баллов она и стала победителем конкурса «Профессиональное призвание‒2023».
После конкурса: часть библиотекарей изучили программу Мови мейкер и сейчас с успехом создают ролики. Часть сотрудников научились связывать в стопки книги!
Кейс: Как найти "Лучшуюгруппу в социальной сети "ВКонтакте"? Презентация Ю.В. Кузнецовой, вед. библиотекаря отдела обслуживания и книгохранения ЦГБ им. А.И. Герцена г.Твери
СЛАЙД 1
Добрый день, коллеги!
В течении 2023 года в Муниципальной библиотечной системе г. Твери проводился профессиональный конкурс на лучшую группу в контакте.
Как вы знаете, в последнее время большое внимание уделяется контенту и позиционированию организаций в интернет-среде, в частности, социальных сетях. У всех библиотек-филиалов нашей системы есть группы ВКонтакте, и конкурс решено было проводить на основании этих, уже готовых сообществ.
При этом сообщество Центральной городской библиотеки не участвовало в конкурсе, т.к. тогда не было бы соблюдено равенство условий участия. В ЦГБ есть отдел культурно-досуговой деятельности, который занимается просмотром и размещением материалов, собираемых для группы со всех отделов библиотеки.
СЛАЙД 2
Сообщества структурных подразделений существуют уже давно, однако всплеск публикаций, пришедшийся на период короновируса, когда большая часть работы вынужденно была перенесена в онлайн, постепенно сошла на нет. Количество и качество публикаций значительно уменьшилось, контент некоторых филиалов стал однообразным. Ранее в МБС проводились конкурсы, позволившие отработать навыки, необходимые для ведения группы в социальной сети. Основная проблема была менеджментом этих групп: составлением контент-плана, определение тем и стиля публикаций, регулярность их выхода.
Целью конкурса стало:
- повышение профессионального уровня библиотечных работников в области маркетинга в социальных сетях;
Задачами:
- совершенствование навыков сотрудников библиотек в области ведения социальных сетей;
- создание интересного, актуального контента для размещения в социальных сетях МАУ «МБС г. Твери»;
- продвижение информационных ресурсов библиотек;
- увеличение количества подписчиков группы в социальной сети.
СЛАЙД 3
Старт конкурса был запланирован с 1 марта по двум причинам. Во-первых, начало года – это пора отчетов и подведения итогов по конкурсу предыдущего года. Во-вторых, необходимо было провести методические занятия, знакомящие сотрудников с условиями и особенностями проведения конкурса, а также с понятием и основами работы с СММ.
Особенности проведения конкурса, кроме его старта в марте, были такие:
- публикуемые в социальных сетях материалы должны были содействовать продвижению библиотеки; Это значит, что посты должны были быть на книжную тематику или раскрывать другие аспекты деятельности структурного подразделения. Это может показаться само собой разумеющимся, но мы же все отлично знаем, что милый котик на картинке наберет гораздо больше лайков, чем, например, Лермонтов.
- минимальное количество публикаций – не менее одного раза в неделю; Этот пункт должен был отвечать за регулярность выходов постов. Однако, фактически, за регулярностью выхода постов приходилось следить мне. Кто-то опаздывал с материалом, кто-то забывал выкладывать готовое. Было только 2 филиала, которые обратились ко мне в частном порядке и пропросили научить настраивать «отложенные записи», хотя я упоминала об этом инстументе на методическом занятии.
- уровень оригинальности текстов в публикуемых материалах при анализе в программах-антиплагиат должен быть не менее 65%; Этот пункт доставил и мне, и участникам конкурса немало хлопот. Библиотекари – народ хитрый. И зачем что-то делать, если можно не делать. И в группах я часто наблюдала, особенно в публикациях к крупным праздникам и в обзорах книг, когда готовый текст из интернета с первой же вкладки в поиске публиковался с минимальными изменениями или совсем без них. С одной стороны, существует такая штука как авторское право, с другой стороны, у этого закона есть прекрасная оговорка. Текст может быть использован в некоммерческих целях. Чем сотрудники прекрасно пользовались. До конкурса. Конечно, те, кто привык попытались делать так и дальше, но я регулярно отслеживала публикации, и выборочно куски статей прогоняла через бесплатные программы-антиплагиат. Тут я думаю, что немного задрала планку оригинальности текста. Ее довольно сложно соблюсти, например, при кратком описании жизни писателя. Так что уже к маю меня устраивало и 75% оригинальности текста.
- количество «откликов» за предыдущий период учитывается 15-го числа текущего месяца. Этот пункт может показаться странным, но он напрямую связан с отслеживанием хода конкурса и особенностями работы методического отдела. Середина месяца обычно самая спокойная, и есть возможность посмотреть, что твориться в группах. Первые месяцы я все количественные показатели снимала вручную, а потом нашла сервис popsters, позволявший бесплатно снимать статистику групп в контакте. Он действительно облегчил жизнь.
- репосты не рассматриваются жюри как конкурсные публикации. Этот пункт тоже был призван исключить лазейки для сотрудников и вынудить их генерировать контент самостоятельно. Я вынесла этот пункт отдельно т.к. репост – это не плагиат, а вид публикации.
СЛАЙД 4
Критерии оценки тоже довольно специфичные. Они делились на 2 основные категории: субъективные и точные.
К субъективным я бы отнесла:
- Визуальное оформление публикации.
- Оригинальность публикуемых материалов.
А к точным:
- Количество «откликов» на публикации (лайки, комментарии и репосты).
- Количество подписчиков группы к концу Конкурса в сравнении с началом Конкурса.
- Изменение количества обращений удаленных пользователей («уникальных посетителей») в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
СЛАЙД 5,6
Я составила сводную таблицу с суммами точных показателей, снятых мной за весь год и предоставила ее жюри вместе с оценочным листом. Каждый критерий в оценочном листе оценивался по 10-бильной шкале. Победитель определялся по сумме баллов. Итоги конкурса были подведены по сумме баллов.
Таблицы выглядели вот так.
СЛАЙД 7
По результатам проведения конкурса:
количество подписчиков в большинстве групп незначительно, но увеличилось, как и количество лайков. Наибольшее количество лайков набирали фото с крупных мероприятий, где участвовали родители и дети. Такие как концерты, серии мастер-классов или интерактивные программ. Это следует учитывать в контент-планах.
- Количество просмотров увеличилось довольно ощутимо за счет регулярности выхода постов. Из этого можно сделать вывод о преимущественном типе поведения аудитории. Публикации смотрят в основном подписчики групп, люди со стороны в группы библиотек заходят редко.
- Наибольший прирост подписчиков получили те филиалы, которые рассказывали о своей группе, делали онлайн-выставки, викторины или другие мероприятия, подразумевающие активность в группе.
- Материалы в ПДФ формате и презентации почти никогда не смотрят, т.к. они требуют скачивания на носитель, что не удобно при просмотре с телефона.
Итого:
Конкурс однозначно был полезным, ожили группы, которые раньше выдавали один пост в месяц. Повысилось разнообразие контента. Почти получилось уйти от «парада пост-релизов», людям не интересно узнавать, что они пропустили, им интересно, куда они могут прийти.
Но с точки зрения мониторинга этот конкурс сложный и трудозатратный. Спасибо за внимание.
Произведения — лауреаты литературных премий 2023 г. Обзор
Е.А. Манохиной, вед. библиографа информационно-библиографического отдела
Кейс: Формы работы с новинками литературы: деловая игра.
Выступление В.А. Русаковой, методиста 1 категории Максатихинской ЦБС
Изучая отчеты сельских библиотекарей и их публикации ВК заметила, что часто работа с новыми книгами сводится к оформлению книжной выставки и её обзору. В связи с этим возникла такая тема для обучающего семинара.
Сначала была проведена предварительная работа:
- методист с сотрудником отдела комплектования выбрали книги современных авторов, изданные в последние несколько лет и ставшие победителем какой-либо литературной премии, имеющиеся в фонде, практически, всех библиотек, включая центральную;
- на одном из семинаров библиотекарям сельских библиотек был предложен список данных книг, из которых каждый выбрал одну для прочтения;
- путем подсчёта была выбрана одна книга, набравшая более количество голосов. Это оказалась книга Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза». Был дан срок на прочтение данной книги (2 месяца) ;
- за время прочтения отдельным библиотекарям было предложено в индивидуальном порядке придумать и быть готовыми представить буклет, книжную выставку, презентацию по данной книге.
Семинар начался с обсуждения книги. Методист в небольшом сообщении представила отзывы о книге литературных критиков, известных личностей, простых читателей: «Роман «Зулейха открывает глаза» Гюзель Яхиной стал её дебютом и одновременно вызвал бурю споров.
В художественной литературе гораздо чаще описываются репрессии, нежели процесс коллективизации и раскулачивания. То, что роман дает отсылку именно к этим историческим понятиям, уже заслуживает внимания. Ведь для нынешней молодёжи то время уже ушло за черту жизненных реалий, легло в пыльные архивы, обращаться к которым любит и умеет далеко не каждый. А в произведении Яхиной представлена творческая обработка архивных документов на фоне истории своей семьи и, конечно, присутствует художественный вымысел.
Но были и те, кто считал роман клеветой и обвинял писательницу в плагиате и во всяком отсутствии национального духа.
Кандидат филологических наук Миляуша Хабетдинова критикует книгу: у татар не было языческих обычаев, автор не знаком с жизнью татар. Автор исторических романов, лауреат премии им. Тукая Вахит Имамов считает автора человеком, предавшим свою нацию. Нет в романе типичных национальных характеров, которыми гордились бы прочитавшие книгу татары, восхищались бы представители других народов.
Он даже думает, что Гузель не сама написала произведение: «По-моему, у романа есть три автора. В третьей части книги поднимается медицинская тематика. Не думаю, что Гузель Яхина хорошо знает эту область. Для того чтобы об этом написать, нужно быть профессиональным врачом. Она также описывает строительство барака и землянки. Для того, чтобы знать все тонкости строительства, нужно быть мастером в этом деле. Это может знать только мужчина. Тонкости строительства землянки не знает ни одна женщина. Эту часть ей написал мужчина. У женщины для этого не хватит ума... Произведение это — полностью фантастика.
«В глухой тайге, на грани жизни и смерти, слетает все наносное, несущественное — религиозные предубеждения, социальные и национальные предрассудки. И человек остается наедине с человеком. Я писала книгу об этом», — говорит автор.»
А затем я предложила библиотекарям кратко поделиться своим впечатлением о книге:
- Мы с вами прочитали этот роман. И сейчас я попрошу вас кратко рассказать, какое впечатление он произвел на вас.
(Библиотекари делятся впечатлениями. Обсуждение)
Методист подвела итог обсуждению: у каждого из нас, у наших читателей роман вызывает свои отношения, свои эмоции. Но для того, чтобы они сложились, эти впечатления и эмоции, мы должны прочитать роман. Итак, к вам в библиотеку пришла новая книга. Роман Гюзель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Это сейчас её все знают. А мы окунемся в 2015 год, когда и автор, и книга были неизвестны. Какими формами работы вы сможете познакомить своих читателей с этой книгой, кроме того, что будете держать ее в руке и предлагать каждому её прочитать?
Библиотекари предложат разные варианты (выставка, буклет, буктрейлер, презентация, разные формы мероприятий и т. д.).
Далее семинар проходил в форме: представление – обсуждение.
Начали с самой мобильной формы работы — это акции с раздачей буклетов, ведь её можно провести как в библиотеке, так и вне стен. И за счёт этого познакомить как можно больше людей с книгой и автором. А так же напомнить о часах работы самой библиотеки, её адрес, ссылку на страничку в ВК (эти данные обязательно мы указываем в буклетах). Два библиотекаря представили свои «домашние задания»: подготовленные буклеты. Что интересно, их подход к теме был совершенно разный. Если один буклет был посвящён автору, его биографии и коротко о книге. То второй раскрывал сюжет книги, отношение автора к своему произведению и совсем коротко об авторе.
После представления буклетов прошло их обсуждение. Библиотекари делали замечания, отмечали положительные стороны.
Следующая форма работы очень привычная и очень статичная – это книжная выставка. Здесь методист сделала акцент на том, что выставка одной книги может заинтересовать читателя (и об этом уже не раз говорилось на семинарах), если будет приоткрыта завеса содержания книги, а в этом нам может помочь выставка-инсталляция. И опять два библиотекаря представили своё видение выставки-инсталляции (своё домашнее задание), и опять они были разительно не похожи. Если один библиотекарь сделал акцент на судьбе женщины: были представлены предметы национального костюма, предметы женской одежды и украшений, предметы быта, то другая выставка была посвящена времени, освещённом в романе: красное знамя, вымпелы соревнований, газеты с революционными статьями и лозунгами, пишущая машинка.
Вновь прошло обсуждение. Библиотекари предлагали, какие ещё сюжетные линии и с помощью каких предметов можно было отразить в выставках.
Еще одна форма работы, которая больше подходит для тех, кто ведёт группы в соцсетях. Она перекликается с выставкой-инсталляцией и называется БУКЛУК. Это фотография книги в соответствующем антураже. С некоторыми буклуками по роману «Зулейха открывает глаза» из сети интернет методист познакомила библиотекарей, в процессе показа фотографий прошло обсуждение. Пришли к выводу, что буклук может стать полноценной выставкой-инсталляцией, достаточно добавить заголовок.
Еще одна достаточно мобильная форма работы – это презентация. Ее можно использовать как на мероприятии в библиотеке, так и опубликовать на страничке в соцсетях. Презентации тоже оказались непохожими. Каждый библиотекарь делал акцент на своём. Одна презентация содержала разные критические высказывания в адрес книги и был призыв прочитать книгу и сделать свой вывод. Другая раскрывала сюжетные линии, но оставляла загадку: прочитайте и узнаете, чем закончится роман.
Традиционно прошло обсуждение: что понравилась, что бы добавили в свою презентацию.
В завершение библиотекарей разделили на три команды и предложили за 15 минут придумать сценарий полноценного мероприятия по книге. Через 15 минут команды представили сценарий. Так же прошло их обсуждение. Понятно, что в сценарии были использованы все формы работы, о которых мы говорили (буклеты, закладки, презентации, выставки-инсталляции).
Как положительный итог такого семинара можно отметить, что в отчётах по работе библиотек стало больше появляться презентаций, буклетов, выставок-инсталляций. Библиотекари на живых примерах, в обсуждениях поняли, что эти формы работы интересны и востребованы, полезны и, в целом, не сложны.
Кейс: Как преломить ситуацию нечтения в молодёжной среде. Презентация С.С. Лыковой, зав. информационно-методическим отделом Весьегонской ЦБС
1 СЛАЙД
Когда мне предложили рассказать на семинаре о том, как преломить ситуацию нечтения, я растерялась. Сейчас ни для кого не секрет, что в быстро развивающемся обществе роль книг в культурной жизни теряет значимость среди населения. Особенно тревожная ситуация складывается в детской и молодёжной среде. Сначала я задала себе вопрос: «Чем мы можем удивить наших коллег?» Затем пришла к выводу: «Расскажу все так, как есть».
2 СЛАЙД
Как сделать так, чтобы молодёжь влюбилась в книги и предпочла их другим увлечениям?
3 СЛАЙД
Для достижения этой цели сотрудниками детской библиотеки был создан клуб книголюбов под названием «Библиотечные птенцы. На сегодняшний день можно сказать, что клуб стал семейным: его посещают дети всех возрастов, подростки, молодёжь и родители. Каждый находит для себя что-то интересное.
Во время встречи участники клуба обмениваются впечатлениями о прочитанном, знакомятся с литературными новинками и занимаются творчеством (участвуют в лингвистических и интеллектуальных играх, придумывают новые слова, сочиняют рассказы и разгадывают загадки).
4 СЛАЙД
Родители на таких встречах активно участвуют во всех мероприятиях. Устраиваются различные флешмобы, например: «По Весьегонску вместе с книгой»!
5 СЛАЙД
Создаются интересные буклуки (снятые на фото композиции, центральным элементом которых является книга).
6 СЛАЙД
Занятия клуба не только мотивируют участников читать новые книги, но и помогают блестяще выполнять различные творческие проекты. Так, например, один из членов клуба, Борисов Илья, уже написал несколько собственных книг, а семья Семёновых выиграла книги современных издательств, участвуя в конкурсах. Приятно отметить то, что не все члены клуба покидают его, перешагнув подростковый возраст. Многие продолжают посещать, приводя с собой своих младших братьев и сестёр.
7 СЛАЙД
Членами клуба «Proчитано», созданного при центральной библиотеке, стали все любящие книгу люди. Члены клуба вот уже второй год раз в 1-2 месяца собираются в читальном зале библиотеки для того, чтобы обсудить и проанализировать различные произведения, поучаствовать в книжных вечерах, презентации новых книг. В Год семьи было решено предлагать для прочтения участникам художественные произведения, рассказывающие о различных семейных историях, динамике отношений внутри семьи и т. д. Очень интересно бывает при обсуждении той или иной истории услышать мнение психолога и даже получить консультацию по некоторым вопросам семейной психологии и воспитания детей. В этом нам повезло, т. к. наш библиограф является психологом по образованию. При подготовке к мероприятию, коллеги иногда обращаются к ней с просьбой подготовить выступление по актуальной для обсуждения теме.
8 СЛАЙД
Конкурсы – это ещё одна из эффективных форм популяризации книги и чтения. Так, стал уже традиционным читательский конкурс «Самая читающая семья», который, как правило, проводится в ноябре, в завершение года. В конкурсе принимают участие семьи — активные читатели библиотек Весьегонского МО. Отборочный этап проходит на местах. Путём конкурсного отбора определяются семьи-победители каждой библиотеки. Далее в жюри предоставляются паспорта участников конкурса, где отражается общий семейный читательский стаж в библиотеке, общее число посещений библиотеки за год, количество книг и периодических изданий, прочитанных семьей в течение года, а также участие семьи в деятельности библиотек.
9 СЛАЙД
Библиотекари Кесемской и Большеовсяниковской сельских библиотек для того, чтобы привлечь молодёжь в библиотеку, начинают работу с читателями с детского сада и школы.
В этом году Кесемская библиотека с целью развития интереса к художественной литературе и возрождения семейного чтения запустила проект «Волшебный рюкзачок» для дошкольников и их родителей. «Волшебный рюкзачок» выдается одной семье на неделю, в течение которой нужно прочитать находящиеся в нём книги и ознакомиться с памятками для родителей. Далее рюкзачок передаётся следующей семье. Комплекты книг и памятки периодически меняются и дополняются.
10 СЛАЙД
Особенно привлекательным местом для разных категорий читателей в Кесемской библиотеке стал уголок русского быта (который имеет ещё не законченный вид). Библиотекари своими силами постарались воссоздать атмосферу старинного дома, где читатели могут познакомиться с предметами быта прошлых времен, узнать о традициях и обычаях наших предков. Одна из библиотекарей, Грошева Светлана Васильевна, владеет разными видами рукоделия: пэчворк, вязание, гипсовое литьё, декупаж и др. Поэтому в библиотеке нередко проводятся мастер-классы, что, в свою очередь, способствует продвижению библиотеки на селе.
11 СЛАЙД
Авторские куклы библиотекаря используются для вовлечения детей и их родителей в процесс чтения через кукольный театр. Этот вид искусства близок детскому восприятию и преимущество его в том, что он основан на известных и любимых детьми сказках.
12 СЛАЙД
Кесемская сельская библиотека приглашает на литературные вечера семейные группы для чтения стихов. В уютной и тёплой атмосфере участники делятся своими впечатлениями, погружаются в воспоминания, принимают участие в акциях».
13 СЛАЙД
Большеовсяниковская сельская библиотека для того, чтобы привлечь большее количество молодых читателей, организует читальные залы повсюду: и в библиотеке, и на стадионе, и на лужайке, и даже дома у библиотекаря.
14 СЛАЙД
Ежегодно читатели-сладкоежки собираются в Большеовсяниковской библиотеке, чтобы отметить необычный праздник — Всемирный день шоколада. Праздник сопровождается чаепитием и обзором книг и журналов, которые участники с желанием выбирают для домашнего прочтения.
15 СЛАЙД
Никто и ничто не может так хорошо продвигать книги, как сам автор. Читателям Большеовсяниковской и детской библиотек посчастливилось встретиться с писательницей из Москвы — Екатериной Тимашпольской. После презентации книг «Тайная жизнь шестиклассника Сани Петухова» и «Митя Тимкин. Прощай, началка!» на подаренные Большеовсяниковской библиотеке книги выстроилась целая очередь. Поэтому было решено собираться в определённые дни в установленное время для совместного чтения. Книги прочитаны за несколько встреч.
16 СЛАЙД
Стоит отметить, что библиотекарь Большеовсяниковской сельской библиотеки (Гулина Е. Р.) и заведующая Весьегонской детской библиотеки (Орлова О. В.) сами являются авторами нескольких книг, презентации которых также успешны, а книги долго не задерживаются на полках. Будучи членом союза писателей О. В. Орлова, часто посещает различные писательские форумы, во время которых она находит возможность договориться об онлайн-встречах с писателями для своих читателей и их родителей. Так, в этом году, в рамках Недели детской книги в библиотеке состоялось сразу несколько онлайн-мероприятий: с Ириной Алымовой (в 2022 г. встреча с писательницей проходила в офлайн-формате), Майей Костюк и Анастасией Хачатуровой.
17 СЛАЙД
Успешной можно назвать и работу Ивановской сельской библиотеки над проектом для детей и молодёжи «Лето, книги, я — лучшие друзья». Большинство мероприятий проходило в традиционной форме: игры, викторины, квесты, библиопленэры. Новая форма — летний читальный зал под открытым небом. Девизом такого читального зала в Ивановской библиотеке стали слова: «С книгой летом не расставайтесь». Развлечения на свежем воздухе включали не только тематические чтения, но и различные практические задания и мастер-классы по прочитанному с привлечением помощников-организаторов из числа молодёжи.
Проектная деятельность, способствующая приобщению населения к библиотеке и чтению, — приоритетное направление работы Ивановской сельской библиотеки. В 2023 году библиотека реализовывала три краеведческих проекта.
18 СЛАЙД
Работа над долгосрочным проектом «Краеведческие субботы» ведётся 3-й год и направлена на популяризацию среди молодёжи краеведческих знаний, как о малой родине, так и исторически интересных местах других районов Тверской и соседних Вологодской и Ярославской областей, экскурсионные поездки куда совершаются на средства участников. В рамках проекта проходят тематические краеведческие экскурсии, ведется сбор материалов об истории деревень, хуторов, расположенных поблизости. Созданный при библиотеке музей крестьянского быта позволяет наглядно знакомить читателей с традициями, особенностями культуры и быта наших предков.
19 СЛАЙД
Также библиотека ведет работу с молодёжью по сбору информации о земляках-участниках Великой Отечественной войны в рамках проекта «Шли мои земляки по дорогам войны». Идёт большая поисковая работа: по воспоминаниям родных и близких записываются истории семей, ведётся переписка с родственниками бывших узников концлагерей, восстанавливаются этапы их жизни в послевоенные годы. В музее при библиотеке оформлена выставка портретов героев-земляков, прошедших войну.
20 СЛАЙД
В рамках краеведческого проекта «Уроки Марьи Искусницы» участники знакомятся с исторической и культурной ценностью русских ремёсел, сохраняют уникальные способы ручного труда, осваивают современные виды рукоделия.
21 СЛАЙД
Важно отметить, что уже в течение проекта «Уроки Марьи Искусницы» участники выступают в роли волонтёров: они вяжут носки, шьют подушки, изготавливают окопные свечи и москитные сети для участников СВО. К волонтерской деятельности присоединились и две молодые семьи с детьми. В рамках акций «Не надо забывать солдата» и «Окопная свеча» волонтёры библиотеки изготовили более 500 штук окопных свечей, три маскировочные сети, более 50 пар вязаных носков.
2 СЛАЙД
Поскольку в современных условиях Интернет — это источник информации и место для общения, его приходится постоянно использовать в пропаганде книги и чтения. На страницах библиотечных сообществ регулярно проходят обзоры новых изданий и литературы по тем темам и проблемам, которые интересны читателей.
23 СЛАЙД
Большей популярностью у подписчиков пользуются виртуальные выставки, онлайн-конкурсы, игры и викторины в интернете.
24 СЛАЙД
Таким образом, для того, чтобы найти оптимальный путь к своему читателю, мы пробуем различные методы и формы привлечения внимания и останавливаемся на тех, которые наиболее приемлемы и востребованы у нас.